Земельный участок в составе общего имущества
Дворовая территория – источник вечных споров между собственниками помещений и управляющими организациями. Земельный участок входит в состав ОИ в МКД, если сформирован под МКД и поставлен на кадастровый учёт. Чаще всего придомовая территория находится в собственности жильцов МКД. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, придомовая территория входит в состав общего имущества в МКД, поэтому собственники помещений МКД должны оплачивать её содержание и благоустройство. Управляющие же организации за эти деньги содержат придомовую территорию в надлежащем порядке. Земельный участок под МКД – придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, которая относится к объектам общего имущества в МКД (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, поэтому не может стать чьим-то частным владением. Границы и размер придомовой территории определяются исходя из требований земельного и градостроительного законодательства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Согласно п. 4 ст. 37 ЖК РФ, их могут изменить только собственники на ОСС, приняв решение о проведении реконструкции.
Кто отвечает за благоустройство придомовой территории
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация по договору управления обязуется: выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, создавать благоприятные и безопасные условия для проживания граждан, предоставлять КУ потребителям в МКД, производить работы и оказывать услуги по содержанию и ремонту ОИ в МКД. Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых ПП РФ N 491, управляющая организация в том числе: убирает и проводит санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, который входит в состав ОИ, собирает и вывозит ТКО и ТБО, ухаживает за элементами озеленения и благоустройства, объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД.
Но это всё не относится к земельным участкам, не входящим в состав общего имущества в МКД. Перечисленные действия в таком случае осуществляют собственники земельных участков. Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем: нет чётких границ между общегородской территорией и двором, не хватает парковочных мест, не настроено освещение, не развита инфраструктура для разных групп пользователей, не предусмотрены площадки для выгула домашних животных, климатический дискомфорт. Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой. Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения. Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д. Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов. Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари: у входа в дом (5–7 метров), на детских и спортивных площадках (7–9 метров), у проездов (7 метров). Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет. На детских площадках должны быть установлены: урны, информационный стенд, живая изгородь, мягкие покрытия, места для сидения, навес, настольные игры, тематические игровые комплексы, элементы для активных игр и т.д. Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.
Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными. На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку. Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД. Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от: шума и ветра, солнца, выхлопных газов. Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов. Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов. Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков: вначале определяется тип двора, проводится зонирование площадки, вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства, совместно разрабатывается и утверждается проект, проект реализуется также совместными силами.
Понятие сервитута. Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (ст.1 Федерального закона от 21.07.01997 N 122-ФЗ), которое передаётся другому лицу по праву обременения. Он бывает нужен, например, для собственников других домов, чтобы проложить через чужой земельный участок дорогу, коммуникации и пользоваться ими. При этом сервитут как вещное право на здание, сооружение или помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Сторона, получившая сервитут, не получает участок во владение, а собственники не лишаются права пользоваться им (п.2 ст.274 ГК РФ), а лишь могут пользоваться им, причём с определённой целью, установленной договором или соглашением. Сервитут – достаточно редкое явление в случае, когда речь идёт об МКД. Ведь для получения такого разрешения необходимо заручиться согласием собственников, а наши люди обычно неохотно соглашаются передать своё имущество в пользование. Если же жильцы не возражают (нужно простое большинство голосов на ОСС), то заключается соответствующее соглашение или договор. Этот документ становится частью технической документации МКД и хранится вместе с ней. Сервитут может быть временным (заключённым на определённый период), и постоянным; личным и публичным.
Публичный сервитут. Публичный сервитут призван обеспечивать интересы государства, местного самоуправления или местного населения (ст.23 ЗК РФ). Он должен быть введён: законом РФ; другим нормативно-правовым актом РФ; НПА субъекта РФ; НПА органа местного самоуправления. Перед введением публичного сервитута проводятся общественные слушания, которые инициирует местная власть. С учётом результатов слушаний публичный сервитут может быть установлен в следующих целях: прохода или проезда через земельный участок, в том числе когда нужно обеспечить доступ к водному объекту общего пользования; ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных; использования земельного участка для охоты, рыболовства и рыбоводства; проведения изыскательских, исследовательских и других работ. Если установление публичного сервитута вызывает трудности в использовании земельного участка собственниками, то они имеют право требовать плату за сервитут – от органа государственной власти или органа местного самоуправления. Кроме того, собственники могут обратиться в суд с заявлением о защите своих интересов в связи с сервитутом.
Личный сервитут. Личный сервитут устанавливается для одного человека. Он может понадобиться, например, для проезда на своём автомобиле через частный двор. При этом сервитут не может передаваться от его обладателя какому-то другому лицу. Так же, как и в случае с публичным сервитутом, собственники земельного участка имеют право требовать плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Личный сервитут, согласно п.1 ст.274 ГК РФ, может устанавливаться в целях: прохода или проезда через соседний земельный участок; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, если это не мешает использованию земельного участка собственниками, других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть удовлетворены без установления сервитута.
Как получить сервитут. Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации (Федеральный Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Без регистрации он не будет считаться заключённым. Прекращение действия сервитута тоже регистрируется. Госрегистрация сервитута проводится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестре) на основании заявления: собственника недвижимости; лица, в пользу которого установлен сервитут (при наличии у него соглашения о сервитуте). Документы, необходимые для государственной регистрации сервитута: заявление о госрегистрации сервитута от собственника или от лица, в пользу которого установлен сервитут (в случае с публичным сервитутом заявление подаёт орган государственной власти или орган местного самоуправления); документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию (сейчас пошлина взимается в размере 1500 руб. для физических лиц, 6000 руб. – для юридических); документ, удостоверяющий личность заявителя (или его представителя); документ, свидетельствующий об установлении сервитута (соглашение/договор для личного сервитута, копия НПА – для публичного; если же сервитут установлен по решению суда – судебное решение); учредительные документы правообладателя сервитута (если это юридическое лицо) и учредительные документы юридического лица, на основании соглашения с которым сервитут установлен (если речь идет о частном сервитуте); документы, которые подтверждают полномочия руководителей юридических лиц на подписание таких документов; кадастровый план / кадастровый паспорт земельного участка, технический паспорт / кадастровый паспорт иного объекта недвижимости (эти документы нужны, если сервитут устанавливается в отношении не всего объекта недвижимости, а его части); другие документы, необходимые для регистрации.
Эксперт группы общественного контроля Т.Г.Капорская