Азбука ЖКХ: Ресурсоснабжающие организации

                       РСО- поставщики коммунальных услуг

Для ведения хозяйственных дел по определенным многоквартирным жилым домам (МКД), создаются управляющие компании (УО) или же ТСЖ.

Для поставки непосредственно к жилому помещению каждого потребителя того или иного ресурса (воды, электричества, газа, тепла) или различных коммунальных услуг, они сотрудничают с организациями, непосредственно передающими указанные ресурсы.

Организации, отвечающие за предоставление платных коммунальных услуг потребителям, именуются ресурсоснабжающими (РСО). Ресурсоснабжающие организации – это юр. лица/ИП, чья деятельность напрямую связана с предоставлением, транспортировкой и продажей конкретного коммунального ресурса.

К ресурсоснабжающим нужно отнести компании, отвечающие за: предоставление потребителям электрической энергии; подачу потребителям питьевой воды и ее отвод (канализацию); газоснабжение; предоставление тепловой энергии. Сюда же можно отнести и организации, предоставляющие твердое топливо.

Дополнительно организации могут оказывать услуги по: уничтожению грызунов (насекомых); вывозу накопленного потребителями мусора (ТБО);  организации предоставления доступа к коллективным телеантеннам;  организации освещения придомовой территории многоквартирных домов.

Каждый коммунальный ресурс, в котором нуждаются граждане, транспортируется и поставляется РСО непосредственно к жилым домам и к каждой квартире.

Правительством России на государственном уровне регулируется работа этих организаций, определяется примерный порядок, в соответствии с которым утверждаются цены на коммунальные услуги, рассчитываются экономически обоснованные тарифы на них, и устанавливаются правила начисления оплаты за потребленные гражданами ресурсы.

ТСЖ/УО заключают с РСО  договоры на предоставление коммунальных услуг, соответственно, последние для первых являются подрядчиками или же контрагентами.

УО как юр. лицо на основании заключенных договоров, подписанных между ней и владельцами жилых помещений, отвечает за эксплуатацию, содержание и управление жилыми домами. УО выполняет роль посредника, собирающего финансы владельцев в качестве оплаты за коммунальные услуги, по факту оказываемые РСО.

Сами РСО не могут персонально выступать в роли управляющих компаний, так как сфера их деятельности ограничена исключительно предоставлением ресурса. Взять на себя функцию управления жилым многоквартирным домом, они не могут.

Потребители имеют возможность сами, без посредников рассчитываться с РСО за предоставленные им услуги, однако для этого потребуется заключение прямых договоров. Существуют такие способы управления многоквартирным жилым домом: с отдельным привлечением УК; путем создания ТСЖ (другого объединения); непосредственное управление домом владельцами помещений в жилом доме.

Последний вариант предполагает, что интересы потребителей представляет один из владельцев помещения в МКД (по общему решению собственников) или лицо по доверенности, тогда как РСО является исполнителем коммунальных услуг.

Проще говоря, РСО может быть выбрана исполнителем коммунальных услуг при таких обстоятельствах: если собственники не определились с конкретным способом управления жилым домом; в период смены способа управления (от момента прекращения действия старого способа до момента утверждения нового).

Правила, установленные согласно Постановлению Правительства РФ №354, определяют ограниченный перечень случаев, при которых РСО может выступать исполнителем коммунальных услуг.

  1. Нюансы заключения договора с РСО.

Существует множество  разновидностей договоров, которые УК может заключать с РСО. Как показывает практика, наиболее часто управляющие компании и ресурсоснабжающие организации подписывают договоры поставки.

Ярким примером может служить договор на поставку электрической энергии. Структура такого соглашения стандартная, при этом содержание должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ и включать в себя все существенные условия. В соглашении о поставке приводится перечень прав и обязанностей, которые стороны обязуются соблюдать. Рассказывается о сроке и объеме планируемых поставок.

Предусматривается раздел оплаты, а также ответственности сторон в случае несоблюдения ими условий действующей сделки. Условия документа содержат в себе информацию о поставляемом потребителям среднесуточном объеме электрической энергии. В компетенцию специалистов УО входит и проведение контрольных замеров. Если фиксируется факт несоответствия показателей, определяемых в договоре, РСО могут уличить в обмане.

Важную роль отводят и соглашению на предоставление услуг. По большей части, это затрагивает сферу деятельности региональных операторов по ТБО, ответственных за вывоз ТБО.

Кроме пункта условий оплаты и перечня прав каждой стороны, указывается конкретное время, в течение которого производится вывоз отходов (время и частота вывоза). Здесь же упоминается об ответственности сторон в случае нарушения или невыполнения ими условий соглашения.

Содержание договора должно быть тщательно продумано. В документе нужно обозначить права и обязанности каждой стороны. Отдельным разделом выделяют правила расчета компании с сотрудниками при выполнении работы, возложенной на них условиями договора. Должна найти свое отражение в договоре и ответственность участников соглашения при неисполнении возложенных на них обязанностей либо ненадлежащем выполнении таковых. Подобные главы немаловажны – их наличие может говорить о продлении или же досрочном расторжении соглашения между УК и РСО.

В настоящее время возможно оформить прямые соглашения между РСО и пользователями коммунальных услуг. Оформление подобных соглашений становится возможным, если: в качестве пользователя коммунальных услуг выступает владелец частного жилого помещения; жильцы общим решением (на собрании) избирают непосредственный способ управления имуществом.

Такое управление обычно используется в домах с небольшой численностью квартир – до 16 (малоквартирные); пользователями выступают собственники помещений нежилого типа в МКД; в период до вступления нового соглашения в силу (от даты прекращения предыдущего договора, подписанного между потребителями и исполнителем, до начала действия нового); у ТСЖ/УК имеется существенный долг перед РСО – период образования задолженности за потребленные услуги более 3 месяцев.

При таких условиях, владельцы жилых помещений в домах могут оформлять прямые договоры и напрямую рассчитываться с организацией, поставляющей им коммунальные ресурсы.

Подобная ситуация имеет ряд положительных моментов: потребители не несут затрат на содержание штата управляющей компании; не используется механизм коллективной ответственности. Снижается вероятность банкротства управляющей компании, поскольку средства поступают на счета РСО напрямую от пользователей коммунальных услуг.

В данной ситуации, не будет происходить перенаправления целевых средств, к примеру, выделенных на капремонт и содержание дома, на компенсации задолженности соседей по коммунальным услугам.

Кроме того, владелец помещения не пострадает от своих соседей, которые не платят за коммунальные услуги или вносят плату в ненадлежащем объеме; есть возможность привлечь подрядные организации с целью заключения краткосрочных договоров, что позволяет значительно экономить свои средства.

Из недостатков заключения прямых договоров можно выделить такие: снижается эффективность управления МКД, оплата за полученные коммунальные услуги производится потребителями в различных кассах и в разных местах; появляются проблемы при перерасчете коммунальных услуг.

Чтобы решить важные вопросы, потребуется проводить систематические общие собрания собственников, на которых часто невозможно создать надлежащие условия для достижения консенсуса; отсутствует возможность проведения капремонта жилого дома с привлечением финансов Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

  1. Ответственность РСО

Юридическую ответственность за неверное начисление коммунальных услуг несет именно их исполнитель, о чем говорится в федеральном законе №176 (внес изменения в действующий ЖК РФ).

Исполнитель при нарушении порядка начисления платежей за коммунальные услуги несет ответственность, выраженную в выплате 50% от суммы финансовых недочетов.

Если в качестве исполнителя выступает РСО, штрафуют именно ее.

При таких обстоятельствах, потребителем в адрес компании-исполнителя направляется обращение в письменной форме, в котором выражается требование произвести перерасчет стоимости предоставленных по факту услуг.

При отсутствии ответа и реакции на письмо, направьте жалобу в Роспотребнадзор. Инициируйте разбирательство по делу через прокуратуру или сразу подайте иск в суд.

Т.Г.Думнова, руководитель группы общественного контроля в ЖКХ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *