Бурятия вновь будет просить о достройке Улан-Удэнской ТЭЦ-2

Бурятия вновь будет просить о достройке Улан-Удэнской ТЭЦ-2

Лишь она решит комплекс энергетических, экологических и экономических проблем столицы Бурятии Председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России Игорь Шпектор попросил все профильные ведомства Бурятии и ТГК-14 в кратчайшие сроки предоставить необходимый пакет документов для решения на федеральном уровне вопроса о достройке в Улан-Удэ ТЭЦ-2. Он провел в Улан-Удэ совещание с органами власти республики и представителями крупнейших коммунальных предприятий, сообщили в пресс-службе ТГК-14. Заместитель министра транспорта и энергетики Вячеслав Назимов в ходе своего доклада отметил, что город Улан-Удэ является единственным несбалансированным по электрической мощности городом на Дальнем Востоке с численностью населения более 100 тыс человек. Кроме того, ситуация осложняется непростой экологической обстановкой в республиканской столице из-за наличия 134 котельных в городской черте, а также – из-за большого количества частной застройки с печным отоплением.
Первый заместитель генерального директора ТГК-14 по технической политике Юрий Дорфман подтвердил, что модернизация основного оборудования Улан-Удэнской ТЭЦ-1 не позволяет кардинальным образом повысить эффективность теплоснабжения. Завершение строительства ТЭЦ-2 не только обеспечит энергобезопасность Улан-Удэ, но и приведет к сдерживанию роста стоимости тепла и электрической энергии для потребителей.
Для оценки ситуации на месте Игорь Шпектор побывал на городских ТЭЦ. Он отметил, что, несмотря на солидный возраст Улан-Удэнской ТЭЦ-1, все ее оборудование поддерживается на должном уровне. Побывав на площадке Улан-Удэнской ТЭЦ-2, Игорь Шпектор, энергетик со стажем, убедился в том, что наличие всей необходимой инфраструктуры (площадка под строительство, дымовая труба, внешние инженерные сети, транспортные пути) позволит в кратчайшие сроки решить ряд стратегических вопросов республики.
Вопрос завершения строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2 возник сразу после запуска ее первой очереди в начале 90-х. Крах СССР и последовавший затем тяжелейший экономический кризис увели его в тень. Однако в 2000-х годах проблема энергобезопасности крупного промышленного центра Забайкалья напомнила о себе после серьезных аварий в теплоэнергетике — в 2001, 2008 и 2009 годах. Все они произошли на Улан-Удэнской ТЭЦ-1, техническое состояние которой крайне неудовлетворительное: срок службы значительной части основных средств превышает 75 лет.
Как минимум, два раза город находился на грани серьезного бедствия в 40-градусные морозы — МЧС рассматривало варианты эвакуации населения.
Тогда еще глава Бурятии Вячеслав Наговицын в конце 2011 года обратился к федеральному правительству с просьбой содействовать окончанию строительства второй теплоцентрали Улан-Удэ.
Городская ТЭЦ-2, строительство которой началось в советское время, остается недостроенной и работает в режиме котельной, хотя по проекту должна иметь электрическую мощность 840 МВт, тепловую — 1840 Гкал. Власти Бурятии рассчитывали, что строительство второй очереди ТЭЦ-2 начнется в 2012 году. Проект был рассчитан на 17 лет. Стоимость оценивалась в 30 млрд рублей вместе со стоимостью сетевой инфраструктуры. Принципиальное согласие на реализацию этого проекта тогда дало минэнерго РФ. С условием — строительство будет вестись на основе частно-государственного партнерства.
В 2012 году правительство Бурятии даже создало рабочую межведомственную группу вопросу завершения строительства первого пускового комплекса и началу строительства второго пускового комплекса Улан-Удэнской ТЭЦ-2.
В 2013 году индийская государственная компания Bharat Heavy Electricals Ltd (BHEL) предложила правительству Бурятии обсудить возможность своего участия, как потенциального инвестора, в завершении строительства первого пускового комплекса Улан-Удэнской ТЭЦ-2. Представители BHEL посетили промышленную площадку теплоэлектростанции, был подписан протокол совместных действий. Увы, далее этого дело не пошло.
В 2017 году по итогам Байкальского регионального инфраструктурного форума (БРИФ-2017) было принято решение вновь обратиться в Москву с проектом модернизации ТЭЦ-2. При этом, кроме энергобезопасности в полный рост встала тема экологической безопасности Улан-Удэ, страдающего от смога.
В результате модернизации, по данным экспертов, в столице Бурятии закроются около 50 малоэффективных угольных котельных, в 45 раз произойдет снижение вредных выбросов, доля которых составляет на сегодня 38%, или 80 тыс тонн от общего объема выбросов. В итоге Улан-Удэ ежегодно попадает в 30 «грязных» городов России по уровню загрязнения атмосферного воздуха.
Наиболее оптимальным вариантом для покрытия возрастающих тепловых и электрических нагрузок Улан-Удэ теперь признается строительство двух энергоблоков по 115 МВт на базе Улан-Удэнской ТЭЦ-2.
Третий плюс модернизации ТЭЦ-2 — возможность понизить тариф для потребителя в многоквартирных домах. Хотя не отменяются и прежние тревоги. Согласно утвержденной схеме теплоснабжения, нагрузка на ТЭЦ-2 к 2028 году составит 442 гигакалорий в час, а дефицит мощности наступит уже в 2021 году при прогнозируемой нагрузке 388,3 гигакалорий в час.
В конце 2017 года ТГК-14 разработала проект модернизации Улан-Удэнской ТЭЦ-2, который поможет повысить надежность теплоснабжения столицы Бурятии, сообщала ее пресс-служба.
ТГК-14 подготовила и направила министру энергетики РФ пакет документов по обоснованию инвестиций в строительство новых объектов генерации Бурятии, в том числе технико-экономическое обоснование строительства двух энергоблоков на Улан-Удэнской ТЭЦ-2.
Специалисты вновь отметили, на базе ТЭЦ-2 есть вся необходимая инфраструктура для реализации проекта: площадка под строительство, соответствующая требованиям технологического процесса, внешние инженерные сети и транспортные пути. Проект строительства новых мощностей на Улан- Удэнской ТЭЦ-2 предполагает ввод двух турбин и четырех котлов. Общая стоимость выросла 33 млрд рублей, в том числе 27 млрд рублей — на завершение строительства, 6 млрд рублей — на модернизацию электрических и тепловых сетей для выдачи мощности.
Впрочем, в мае 2018 года минэнерго РФ констатирует, что предложенная властями и теплоэнергетиками Бурятией схема повышения энергобезопасности Улан-Удэ требует доработки. Ведомство запрашивает дополнительные документы и материалы.
В конце 2018 года глава Бурятии Алексей Цыденов заявляет о том, что республика пытается попасть в программу модернизации российских энергетических мощностей (ДПМ-2), чтобы завершить проект модернизации ТЭЦ-2 в Улан-Удэ. ДПМ — договор о предоставлении мощности, гарантирует возврат инвестиций с доходностью. Институт ДПМ появился в ходе реформы Российского акционерного общества «Единая энергетическая система России». По его словам, власти Бурятии подали заявку на включение в программу ДПМ-2, отбор в которую производится на конкурсной основе.
А в марте 2019 года проект по строительству ТЭЦ-2 в Улан-Удэ был включен в Стратегию развития Бурятии до 2035 года.
Иными словами, выполнить просьбу Игоря Шпектора и «в кратчайшие сроки предоставить необходимый пакет документов для решения на федеральном уровне вопроса о достройке в Улан-Удэ ТЭЦ-2» для властей Бурятии и ТГК-14 не составит большого труда. Вопрос один – будет ли толк от очередной челобитной в первопрестольную?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *