Встреча с жителями Каменска Кабанского района по проблемам ЖКХ

«ЖИВИ, КАК ХОЗЯИН

В районах Бурятии безграмотность в вопросах ЖКХ приводит к росту долгов за услуги энергетиков. Ситуацию пытаются изменить общественники. Сотни жителей поселка Каменск Кабанского района числятся в должниках. Не смотря на то что у них отрезаны батареи. Отопительные радиаторы демонтировали ресурсники, но цифры в платежках от этого не похудели. В том, что делать, кто виноват, а кто прав, разбирались сообща общественники, энергетики и жители.

Эта история тянется уже не первый год. Каменск страдает без отопления, да еще и львиная доля его жителей числится в должниках перед ПАО «ТГК-14». Именно эта компания является поставщиком ресурсов не только в Улан-Удэ, но и в пгт Каменск.

Непростая ситуация

В Каменске живет около 5-6 тысяч человек. Из них около половины сегодня отрезаны от тепла. Как поясняют местные жители, в 2016-му году ТГК-14 стала начислять плату за отопление, которого нет. Причем, как свидетельствуют жители Каменска, большинство квартир энергетики ранее отключили сами: «Срезали отопительные радиаторы, актов никаких не дали».

Прошло немало времени, прежде чем на проблему обратили внимание. К тому моменту жители накопили уже большие долги и многие просто не могут сейчас расплатиться по счетам. Многие отказываются платить, не понимая, за что вообще они должны.

На фоне общественного резонанса тепломонополист решил пойти навстречу жителям. И начал списывать долги. Однако, лишь при условии, что жители Каменска также останутся потребителями «ТГК-14». Также восстановить отопление тоже согласились на особых условиях. Нужно было, чтобы потребитель сам купил отопительные радиаторы, тогда ТГК их установит. Далеко не все согласились с такой схемой.

Подлило масла в огонь и то, что в Улан-Удэ происходит аналогичная ситуация. Отрезанные от тепла за долги потребители объединились. Те, кто подал в суд и выиграл, теперь ничего не должны энергетикам.

«Такой прецедент показался некоторым очень привлекательным и многие отказались вернуть радиаторы в свои дома. В итоге даже появились случаи, когда жители сами себе отрезали батареи, обвинили в этом тепловиков и ждут компенсации и перерасчета. Такие случаи, как говорят в «ТГК-14», отслеживают строго, потому обмануть не получается. Бывают случаи, когда жители доказывают, что не должны за тепло за периоды, когда батареи плохо отапливали жилье. Вопросов много», — пояснили общественники.

Без консультаций не обойтись

Большинство бед потребителей энергоресурсов от правовой неграмотности. В этом уверены общественники. Потому 1 августа правозащитный центр ЖКХ, созданный при поддержке Фонда президентских грантов, совместно с Общественной палатой РБ, ГЖИ Республики Бурятия, МО «Каменское», представителями ПАО «ТГК-14», АО «Читаэнергосбыт», ООО «Экольянс», провели встречу и индивидуальные консультации для жителей Каменска. Потребителям разъясняли их права и обязанности, о которых, как выяснилось на встрече, знают сегодня далеко не все. С делегацией с жителями Каменска встретился и кандидат в депутаты Горсовета Улан-Удэ, известный общественник, Борис Бодиев.

«Выбор места встречи общественников с жителями пгт. Каменск Кабанского района произошел не случайно, хотя в каждом районе республики есть свой клубок вопросов и проблем в сфере ЖКХ, который необходимо решать. Поводом для нашего визита стала необходимость выяснить и помочь жителям по перерасчёту собственникам отрезанных от отопления квартир, развеять сомнения собственников в правильности расчетов ОДН по электроэнергии, возможности восстановления системы теплоснабжения в МКД по ул. Прибайкальской, д.7», — пояснил Борис Бодиев.

Сегодня в поселке существуют три основные проблемы. Это, например, завышенная плата за ОДН. Одной из проблем для жителей пгт. Каменск, затронутой на встрече с экспертами, и вызывающей недовольство среди населения, является высокая плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (ОДН).

«Как мы выяснили, не всегда потребители, получая платежные документы, полностью понимают, что включает и как начисляется плата за ОДН. С таким вопросом обратились собственники мкн. Молодежный д.№№3, 5,7. В ходе обсуждения руководитель группы по работе с населением отдела продаж и сводной отчетности АО «Читаэнергосбыт» Трифонова Ю.Ю выяснила причины и предложила варианты для исправления ситуации, так подготовлен запрос в УК «Заречье» и ТСЖ «Пятерочка» с целью разъяснения ситуации о неправомерном завышении оплаты по ОДН; другим гражданам предложен вариант установки ОДПУ в МКД в рассрочку; рассмотрены варианты пересчета по электроэнергии из-за неверно указанных площадей», — отметила руководитель проекта «Правозащитный центр ЖКХ», реализуемый за счет средств Фонда президентских грантов, член ОП РБ Татьяна Думнова.

После встречи решено было провести проверку. В случае обнаружения нарушения эксперты предложили совместно с АО «Читаэнергосбыт» проводить в проблемных МКД технический аудит, который позволит выявить причины и нарушения, рассчитать потребление электроэнергии мест общего пользования в подъезде, разработать мероприятия по снижению ОДН.

Общественники отметили, что часто жители сами становятся виновниками переплаты за коммунальные услуги. Но никто не разъясняет им подробности процедуры оплаты, отсюда и недовольство.

«Как показали наши встречи с жителями, среди факторов, влияющих на величину ОДН, были отмечены несвоевременность передачи показаний квартирных приборов учета, энергоемкие источники освещения в местах общего пользования, занижение показаний квартирных счетчиков, их неисправность и просроченная госповерка, ветхость электропроводки. В этом случае, мы предлагаем инициативной группе жильцов или старшим по домам постоянно отслеживать своевременную передачу показаний ИПУ и ОДПУ», — рассказал Борис Бодиев.

Эксперты дали и ряд рекомендаций для «управляшек». Управляющей компании в свою очередь, необходимо своевременно вносить в технический паспорт многоквартирного дома (МКД) коррективы, касающиеся изменения площадей нежилых помещений, и информировать об этом АО «Читаэнергосбыт».

Жильцам и арендаторам необходимо сообщать в управляющую компанию и АО «Читаэнергосбыт» о поломке или краже и иных несоответствиях прибора учета. На общедомовых собраниях собственникам помещений в МКД необходимо договариваться о своевременной замене устаревших или неисправных приборов учета.

На величину ОДН влияет и воровство электроэнергии в МКД, которое бывает в виде несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым электрическим сетям (например, самовольное подключение, либо подключение, минуя индивидуальный прибор учета (ИПУ)) или несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, повлекшее искажение его показаний.

В обоих случаях украденные объемы электрической энергии будут включены в состав общедомовых нужд и, соответственно, предъявлены к оплате всем жителям дома. В связи с этим, необходимо требовать от управляющей компании проведения ревизий внутридомовых электрических сетей, которые должны установить и зафиксировать факты присоединения в обход приборов учета.

Как признались жители Каменска, для многих из них все эти процедуры стали настоящим откровением. Они не подозревали, что именно так необходимо поступать.

Аварийная ситуация

Другой вопрос, который изучали эксперты, касался аварийности дома. Незамедлительного решения по восстановлению системы теплоснабжения требуют жители МКД, проживающие по ул. Прибайкальская, д.7. В этом доме в аварийном состоянии находится трубопровод, не подлежащий ремонту, и есть риск, что 24 квартиры дома могут остаться без отопления в зимний период.

Единственную помощь, которую оказали местные власти – введение режима ЧС в доме. А ведь не за горами зима.

«Конечно, в первую очередь вину нужно возложить на УК «Наш дом», которая ненадлежащим образом проводила осмотр и текущий ремонт системы теплоснабжения, но в заложниках оказались сами собственники дома, доведя совместно с УК дом практически до аварийного состояния. Для исправления ситуации мы обратились за помощью в правительство республики и депутатам Народного Хурала Республики Бурятия», — объяснила Татьяна Думнова.

А вот что касается перерасчета собственникам отрезанных от отопления квартир, то здесь снова виновата неграмотность в вопросах ЖКХ.

Отсутствие в доме выбранного собственниками способа управления способствовало тому, что в пгт. Каменск в период с 2009 по 2019 гг. производился массовый демонтаж отопительных приборов, в результате которого ПАО «ТГК-14» лишило теплоснабжения и

горячей воды жителей и собственников помещений. Прием граждан по данной проблеме вел зам.генерального директора ПАО «ТГК-14» В.А.Гайчук.

В настоящее время ситуация с восстановлением отопительных радиаторов и ГВС в помещениях собственников и перерасчету платы за теплопотребление в период отсутствия радиаторов в пгт Каменск такова. Более половины жителей, пострадавших от действий ПАО «ТГК-14», восстановили отопительные радиаторы и горячую воду, а также им произведен перерасчет платы за период отсутствия отопления в размере 5 млн.руб.

Но ПАО «ТГК-14» отказалось производить перерасчет платы собственникам помещений, задолженность которых в период отсутствия радиаторов взыскивалась по решению суда. То же самое в случаях, когда задолженность в период отсутствия радиаторов не подтверждена Актом демонтажа радиаторов и документами о переустройстве помещения.

При этом ПАО «ТГК-14» отказалось производить перерасчет платы собственникам помещений, которые оплатили за неполученную услугу теплопотребления в период отсутствия радиаторов и задолженность у них отсутствует. Среди таких потребителей оказались льготные группы граждан, получавших субсидии.

ПАО «ТГК-14» заверило, что каждое обращение на встрече вновь будет проверено.

Правовой ликбез

Решение каждого вопроса эксперты взяли на контроль. Но все зависит от наличия документов, предоставленных эксперту по указанной проблеме. При наличии полной информации вопрос будет рассмотрен по существу в пределах 30 дней.

Как оказалось, многие граждане пришли без соответствующих документов, а делать выводы без доказательной базы невозможно.

«Мы готовы информировать о результатах принятых решений и благодарны активистам многоквартирного дома поселка Каменска, МО «Каменское», редакции «Байкальские огни» за совместное проведение встречи», — сказала Татьяна Думнова.

«Наша задача, задача правозащитного центра ЖКХ, созданного при поддержке Фонда президентских грантов, совместно с Общественной палатой РБ – устранить правовой ликбез потребителей. К сожалению, неграмотность в таких вопросах встречается очень часто. Например, жители пустили каких-то людей в дом. Эти люди представились сотрудниками тепловой компании и отрезали у них батареи. Это незаконно. Но ведь каждый имеет право не пускать в свой дом неизвестных и требовать документы, удостоверения. Также не все собственники квартир осознают, что они в ответе не только за свои квадратные метры, но и за общедомовое имущество. То есть следить за домом в целом нужно сообща, совместно с управляющей компанией. Нельзя относиться к своему имуществу халатно. Ситуацию надо менять. Девиз правозащитного центра – «живи, как хозяин». То есть будь ответственен и грамотен. Поэтому консультации мы продолжим проводить и дальше», — заключил Борис Бодиев.»

Ольга СТЕПАНЕНКО «Молодежь Бурятии»

Фото Артема ФЕДОТОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *