Если в МКД в отопительный сезон будет холодно. Отстаиваем свои права!

ПАО «ТГК-14» приступила к новому отопительному сезону в Республике Бурятия. Мы хотим вооружить наших жителей, советы МКД  и управляющие организации памяткой как бороться и отстаивать  свои права, если в вашей квартире будет холодно. Жалобы, претензии, иски в сторону РСО нужны ВАШЕЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ , чтобы отвечать на жалобы жителей и в дальнейшем защититься в суде . Тепловики не рискуют потерей бизнеса из-за того, что жители замерзают в квартирах, а  рискует  управляющая организация. Такие последствия могут наступить для УО в рамках ответственности за нарушение лицензионных требований.

Многие жители и  УО Бурятии через суды пытаются  заставить ПАО «ТГК-14» заставить соблюдать нормативы по давлению подачи теплоносителя. В МКД в отопительный сезон есть  постоянные проблемы с завоздушиванием системы отопления и ее размораживанием. Возможно, вам тоже знакома такая ситуация? Как добиться нормативного качества отопления и как выстраивать отношения с ресурсоснабжающей организацией?

Справка. Значения температуры теплоносителя, по которым составляют тепловой график, зависят от многих факторов:

— вида системы отопления (закрытая или открытая);
— магистрали, по которой идет теплоноситель (индивидуальная или централизованная);
— местности, в которой расположен МКД;
— мощности котельной

1.По каким параметрам оценивают качество отопления

За качество коммунальной услуги по отоплению отвечает теплоноситель. Поэтому для контроля измеряют параметры теплоносителя. В свою очередь, такие параметры зависят от многих факторов и имеют множество характеристик. Для споров в суде используют юридическое описание теплоносителя. Взять его нужно в договоре теплоснабжения. Юристы берут такое описание из пункта 21 Правил теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 08.08.2012 № 808, и Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124). Из множества параметров вам нужно отслеживать только два — температура и давление теплоносителя. Именно они влияют на качество отопления. Остальные параметры хоть и важны, но прямой угрозы качеству коммунальной услуги не несут. Значения температуры и давления теплоносителя указывают в договоре теплоснабжения для каждого дома. Поэтому их называют договорными величинами.

2.Сражаться за договорную температуру теплоносителя? — Нет!

На практике в двух случаях из трех РСО не соблюдает договорную температуру теплоносителя. Ресурсники считают, что такие величины рассчитаны впрок и снижение температуры теплоносителя не отражается на комфорте жителей МКД. Несмотря на такой подход РСО,  мы считаем, что судиться рано. Достаточно гневной и аргументированной переписки с тепловиками.

РСО должна подавать в МКД теплоноситель той температуры, которая указана в температурном графике. В нем указывают значение теплоносителя на входе в МКД и на обратном трубопроводе, например 150/70 °С или 105/70 °С. Такие графики составляют и утверждают в виде приложения к договору теплоснабжения. График составляют для расчета расхода теплоносителя с учетом его потребления в разных погодных условиях. Это значит, что если на улице температура -20 °С, то при графике 105/70 °С теплоноситель в подающем трубопроводе в МКД должен быть разогрет не ниже 98 °С. Если теплоноситель подали с меньшим значением, то радиаторы не смогут прогреть помещение до нормативной температуры. В результате жители получат коммунальную услугу ненормативного качества. Температуру теплоносителя относят к существенным условиям договора купли-продажи. По общим нормам гражданского права, если продавец не соблюдает такие условия, то покупатель вправе требовать соразмерно уменьшить цену на товар. Но в теплоснабжении работает специальное правило.

Вы должны доказать, что поставка теплоносителя с отклонением от графика повлияла на температуру воздуха в помещениях МКД. Понадобится расчет, подготовленный независимым экспертом. Поэтому не спешите судиться. Тратить время и деньги на долгие судебные тяжбы в случае, если температура в жилых помещениях выше 20 °С, не стоит. Фиксируйте отклонения от установленных договором значений тепловых нагрузок и направляйте жалобы, запросы в РСО. Идите в суд только в случаях, когда в квартирах жителей действительно холодно и об этом говорят акты замера температуры. Будет лучше, если истцом станет потребитель, а управляющая МКД организация поддержит его позицию документами. Тогда и пригодятся акты, которыми УО фиксировала несоответствие теплоносителя установленным договором величинам.

Как отмечают сами сотрудники ресурсоснабжающей организации,  поставщик тепла вряд ли сможет обеспечить особенные условия для одного отдельно взятого МКД.  Да, фактическая температура теплоносителя может отличаться от договорной. Не стоит забывать, что история эта в первую очередь инженерная, и только потом уже юридическая. Как сотрудник теплоснабжающей организации я не могу представить, что для отдельно взятого дома мы будем добиваться договорной тепловой нагрузки, не принимая во внимание остальных потребителей тепла. Например, тех, кто находится дальше от котельной и должен получать на входе те же договорные величины, хотя потери тепла по дороге к нему больше.

3. Биться за нормативное давление в сети? — Нет!

Суды признают, что РСО поставляет в МКД теплоноситель под давлением ниже нормативного, если сумеете доказать такой факт. Чтобы ваш иск удовлетворили, нужно провести замеры и привлечь эксперта, который определит, каким должно быть давление в сети. Но даже если суд вынесет решение в вашу пользу, до его исполнения РСО будет требовать вновь подтвердить ненормативное давление — через экспертизу. И так каждый отопительный сезон. Давление (напор) теплоносителя отвечает за скорость его движения в системе отопления дома. Если циркуляция медленная, теплоноситель успевает отдать свою энергию в помещениях на нижних этажах МКД. Возникают воздушные пробки, которые приводят к перетопу этих помещений. Пока жителям нижних этажей жарко, их соседи на верхних этажах замерзают, потому что к ним теплоноситель приходит уже остывшим. В результате недовольны все потребители: одним жарко, другие мерзнут. Если перепад давления выше нормативного, то теплоноситель проходит по системе теплоснабжения с большой скоростью. В результате его расход увеличивается и РСО обвиняет УО или ТСЖ в том, что они нарушают режим теплопотребления. Кроме того, от высокой скорости движения теплоносителя в радиаторах и стояковых трубах возникает шум и вибрация, на которые жалуются жители. Если требуемая разность давлений в системе МКД не соблюдена, то качество отопления считают ненормативным. На этом основании жители могут требовать перерасчет платы за отопление, а ГЖИ — проводить проверки, давать предписания и штрафовать. Обратите внимание на то, что для каждого дома есть свой параметр давления в теплосети, который должна соблюдать РСО. Такие показатели утверждают при проектировании МКД и согласовывают с теплоснабжающей организацией. Обязательно проверяйте значения этого параметра в условиях договора теплоснабжения.

Если решите идти в суд, предъявляйте требования о соблюдении параметров по разности давления. Еще лучше, если вы сможете внести в договор теплоснабжения такую обязанность РСО и ответственность за ее несоблюдение. Разность давления для каждого дома своя. Информацию о показателе ищите в проектных документах на МКД. Нормативное обоснование смотрите в пункте 8.17 СНиП 41-02-2003 и пункте 3.28 СНиП 2.04.5–91*. К указанным СНиП отсылают Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.

Пример формулировок в договоре теплоснабжения

4. Отвоевывать деньги и репутацию? — Да!

Бороться за свои права нужно, но траты времени, денег и трудозатрат должны быть соразмерны итогам судебной тяжбы. Расширяйте ваши требования в исковом заявлении, если надумали судиться с РСО. Просите суд обязать тепловиков выполнить минимум три вещи.

  1. Включить в условия договора теплоснабжения пункты и формулировки, которые в дальнейшем упростят или исключат спорные моменты.
  2. Сделать перерасчет и снизить плату за услугу, если зафиксировали отклонение от нормы. В том числе пересчитать задолженность за поставленный коммунальный ресурс.
  3. Нести ответственность перед потребителями, которые получают некачественную коммунальную услугу по отоплению, в рамках их иска к УО и РСО.

Жалобы, претензии, иски в сторону РСО нужны, чтобы отвечать на жалобы жителей и в дальнейшем защититься в суде . Тепловики не рискуют потерей бизнеса из-за того, что жители замерзают в квартирах, а УО рискует. Такие последствия могут наступить для УО в рамках ответственности за нарушение лицензионных требований. Дело в том, что некачественное предоставление КУ признают лицензионным нарушением (ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса). Наказание предусматривает дисквалификацию должностных лиц сроком до трех лет (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП). Если вы сможете доказать суду, что предприняли все зависящие от вас меры, чтобы привести отопление к нормативному уровню, вас освободят  от ответственности. Поэтому УО должна фиксировать  нарушения, оформлять акты и претензии, даже если она не  собирается судиться с РСО. УО должна хранить эти документы на случай, если потребитель предъявит вам иск или тепловики заявят о долге по договору теплоснабжения. УО важно помнить, что общаться с представителями теплоснабжающей организации устно — как это принято во многих УО и ТСЖ — недостаточно, мы рекомендуем составить документ и направить его адресату.

5. Почему РСО занижает качество тепловой энергии

Мы выявили две причины, по которым ресурсоснабжающие организации допускают ненормативное качество коммунального ресурса.

Экономия затрат. РСО действует в пределах тарифа, который для нее утвердил орган власти. Все этапы производства коммунального ресурса, ремонт и наладка инженерных сетей, выплаты заработной платы сотрудникам и многое другое — все эти затраты входят в величину тарифа. Многие РСО утверждают, что тарифа не хватает на покрытие всех затрат и им приходится экономить на всем. На дополнительную проверку качества сетевой воды, опрессовку или большой расход ресурсов для приготовления сетевой воды просто нет средств.

Экономия ресурсов. С момента вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ все РСО обязаны стремиться к экономии ресурсов — заниматься энергосбережением. Дело в том, что тепловую энергию готовят с использованием воды, электричества, газа или другого вида тепловой энергии сторонних РСО. При этом электричество расходуют и как составляющую тепловой энергии, и для работы оборудования, которое готовит ресурс. Например, электронасосы, которые подают теплоноситель от котельной в МКД.

Чтобы сократить расход энергоресурсов, тепловики вынуждены снижать параметры работы насосов, станций подготовки воды и оборудования для контроля работы систем, которые потребляют ресурсы. В результате появляются проблемы с напором, перепадом давления и циркуляцией в целом.

82%-это доля тепла в плате за ЖКУ в отопительный период

Как  предъявить претензии РСО

Что делать

Для чего нужно

Вызывайте РСО для фиксации ненормативных параметров теплоносителя Чтобы РСО не смогла заявить о подлоге доказательств
Вызывайте РСО для фиксации ненормативных параметров теплоносителя Предъявить РСО жалобу на ненадлежащее качество ресурса
Фиксируйте в акте параметры теплоносителя и уровень отклонения от нормы Рассчитать сумму, на которую РСО должна снизить плату за тепловую энергию
Направляйте жалобы и претензии в РСО Предоставить суду подробности переписки с РСО, когда вас привлекут ответчиком по делу о взыскании долгов
Предъявите РСО требование о снижении стоимости тепловой энергии. Свою позицию подкрепите актами замера параметров теплоносителя и жалобами, которые отправляли тепловикам Снизить размер задолженности или сумму начисленной платы по договору теплоснабжения
Привлеките РСО соответчиком по иску потребителей о ненадлежащем качестве КУ. Свою позицию подкрепите актами замера параметров теплоносителя и жалобами, которые отправляли тепловикам Разделить ответственность с РСО или переложить ее полностью на ресурсника

https://bo.e.mk-dom.ru/753670?utm_medium=letter&utm_source=letter_subscribers&utm_campaign=letter_subscribers_2019.09.17_umdsubscribers_e_redaction%23e.mk-dom.ru%23subscribers_e%23subscribers%23letter_news_gkhreaders%23subscribers%23link_in_article_%EF%BF%BD&utm_content=5568244&btx=5568244&mailsys=ss&token=1b06e5b0-bcaa-11a0-bf72-2d01b1a7b60f&ttl=7776000&ustp=F#k2

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *