Долги по ЖКХ ПАО «ТГК-14» передает коллекторам: оправдана ли мера?

На рынок ЖКХ Бурятии приходит коллекторская компания. В начале июля в ПАО «ТГК-14» были подведены итоги открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг коллекторских агентств по сбору задолженности за услуги теплоснабжения и водоснабжения для нужд филиала ПАО «ТГК-14» Теплоэнергосбыт Бурятии. Победителем было признано «Агентство Р.О.С.долгЪ».
Как отмечается на сайте агентства, работа по урегулированию задолженности в сфере ЖКХ является приоритетным направлением деятельности. Понимание специфики отрасли жилищно -коммунального хозяйства и наработанный опыт позволяют обеспечивать гарантированно высокие результаты. В этой связи выход на рынок Бурятии – очередной шаг в реализации стратегии развития агентства (по материалам http://www.rosdolg.com/novosti/agentstvo-rosdolg-priznano-pobeditelem-otkrytogo-zaprosa-predlozheniy-pao-tgk14/ )
Вступление в силу положений закона о потребительском кредите http://ppt.ru/docs/fz/230-fz-43060, предусматривающих передачу информации о должниках третьим лицам, привела к активности коллекторов сфере ЖКХ.
Рост тарифов, снижение доходов привели многократному увеличению задолженности граждан Бурятии перед коммунальными службами, что позволило говорить о передаче более 600 миллионов рублей ТГК-14 взысканий в работу коллекторам.
При передаче долга профессиональным коллекторским службам включается механизм действия закона №230-ФЗ, регулирующего работу с должником.
Каждый домовладелец, задолжавший коммунальщикам по счетам за три и более месяцев, рискует стать объектом особого внимания со стороны коллекторов.
Можно предположить, что при взыскании долгов будут происходить резонансные случаи нарушения прав жильцов, и сами люди защититься от произвола не смогут.
Долги за ЖКХ собирать гораздо тяжелее, чем по банковским и микрофинансовым займам, поскольку у населения давно сформировалась позиция, что за коммуналку можно платить в последнюю очередь.
Часто оплата взыскивается через суды, но и по исполнительным листам должники не спешат отдавать деньги.
Сегодня деятельность коллекторских агентств введена в рамки законодательства, а их деятельность формально находится под контролем Федеральной службы судебных приставов (ФССП).
Для пресечения случаев беззакония людям следует знать свои права и уметь их защищать, тем более что должники по услугам ЖКХ – люди более незащищенные, чем те граждане, которые брали кредиты в банках.
Потребителям следует знать о своих правах, которые прописаны в законе. Это включает и запрет на звонки во внеурочное время, и ограничение по количеству таких звонков.
Если будут поступать звонки третьим лицам, не являющимся должниками — родственникам, соседям, — они также вправе пожаловаться в надзорный орган — ФССП.
Но жалобы должны быть правильно оформлены. Недостаточно просто пожаловаться, а следует прикрепить доказательства: сообщить, с какого номера были звонки, записать разговоры и, главное, знать, чьи интересы представляет коллекторское агентство, чтобы было ясно, на кого жалоба.
Должников много, но долги конкретного плательщика, как правило, совсем небольшие. И будет абсурдно, если люди, в том числе пенсионеры, бабушки и дедушки, столкнутся с серьезным натиском коллекторов.
Пострадают от этого самые низшие слои населения, над которыми и так издеваются, выкручивая им руки. Многие жильцы становятся должниками, не платят за услуги, поскольку справедливо полагают, что начисления бывают ошибочными. С такими примерами наша группа общественного контроля в сфере ЖКХ сталкивается практически еженедельно.
Следует отметить, что давление на должников по услугам ЖКХ является «игрой в одни ворота», контроль и давление следовало бы усилить не в отношении жильцов, а ресурсоснабжающих организаций, в частности ПАО «ТГК-14».
Ведь в республике уже есть прецедент, когда из-за неустановленных вовремя и частого выхода из строя ОДПУ, закупленных ПАО «ТГК-14» жители переплачивали денежные средства. Это отдельная тема, которой мы поделимся попозже.
Когда же жители приходят в жилищно-коммунальную инспекцию и просят их проверить финансовые отчеты управляющих компаний, то там тебе в ответ советуют нанять аудиторов. А сколько они стоят? А для чего создана жилищно-коммунальная инспекция? Получается, что контроль у нас осуществляется только над жителями. А управляющим компаниям и коммунальным службам никаких наказаний не положено, тут надзорные органы не работают в полную меру, по одной простой причине – у них отсутствует штат специалистов-аудиторов.
Когда человек становится должником по отношению к коммерческой организации или государству, против него начинает работать вся правовая машина. Коллекторы – это лишь одна из шестеренок. Человек же остается один против всей системы.
Все зависит от того, какими методами будут пользоваться коллекторы. Если они будут работать, как они и должны это делать, то есть обращаться в суд, взаимодействовать с приставами, заниматься юридической деятельностью по взысканию долгов – это одно дело. В принципе, это принятая мировая практика взыскания долгов.
Если же все будет происходить в том же порядке, как сейчас делается по взысканию долгов банкам и микрофинансовым компаниям, то мы можем получить неприглядную картину.
Надеюсь, что коллекторское агентство «Агентство Р.О.С.долгЪ» будет пытаться договориться с должником и предложить ему различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Ну, а жителям Бурятии, стоит задуматься о просроченной задолженности и впредь ее не допускать.

Т.Г.Думнова, рук.группы общественного контроля в сфере ЖКХ, член Общественной палаты Республики Бурятия

Долги по ЖКХ ПАО «ТГК-14» передает коллекторам: оправдана ли мера?: 1 комментарий

  1. ПОСРЕДНИКАМ НЕТ МЕСТА В ЖКХ
    Изменение порядка перечисления денежных средств за коммунальные услуги является неправомерным навязыванием данным соглашением гражданам невыгодных для них условий, что противоречит положениям пункта 1 части 4 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». Судебная практика (Определение ВС РФ от 14.08.2017 № 310-ЭС17-10459 по делу № А68-10683/2015) подтверждает недопустимость включения в систему расчетов каких-либо посредников, не предусмотренных действующим жилищным законодательством, а также в отношении которого какие-либо решения собственников не принимались. Далее суд указывает: «Руководствуясь ….статьями 155, 161 Жилищного кодекса РФ, пунктами 13, 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, суд пришел к выводу о недействительности спорного договора уступки права требования».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *