О проблемах развития рынка теплоснабжения в Республике Бурятия

 

В настоящее время правительство Республики Бурятия ищет возможности для развития комплексной инфраструктуры республики и города Улан-Удэ, ее дальнейшей модернизации и повышения эффективности. Правительство республики подавало в 2018 г. заявку вхождения в программу модернизации российских энергетических мощностей для  завершения проекта модернизации ТЭЦ-2 в Улан-Удэ. В ответе Минэнерго РФ предложение главы Республики Бурятии А.С. Цыденова не нашло поддержки, из-за дискриминационного по отношению к остальным участникам конкурсного отбора, подавших заявки на строительство и модернизацию ТЭС в других регионах страны. На решение этой важной проблемы также должны обратить внимание общественность и  население Республики Бурятии, поднимая в публичном пространстве обсуждение вопросов развития и модернизации инфраструктуры. Целый ряд системных проблемных вопросов, назревший в энергетической отрасли Бурятии,  в первую очередь отражается на  населении Республики Бурятия: высокие тарифы, ненадлежащее качество услуг и ухудшение экологии. Поэтому развитие и модернизация энергетической инфраструктуры республики требует особого внимания и поддержки со стороны федеральных органов власти, без которой на региональном уровне невозможно решить комплекс накопившихся системных  проблем.

Проблема №1. Строительство и модернизация ТЭЦ-2 в г. Улан-Удэ не поддержано федеральными органами власти

Коммерческие операторы оптового рынка электроэнергии рассматривают ТЭЦ-2 в виде еще одного энергоисточника и настаивают на том, что острой необходимости в ее достраивании нет: в Сибири и так есть избыточные мощности. Это мнение поддерживают и на федеральном уровне. Действительно, в настоящее время по наличию электрических мощностей Бурятия не является дефицитным регионом, благодаря Гусиноозерской ГРЭС. Вместе с тем, общий дефицит тепловой нагрузки от ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 — 16,6 Гкал/ч, кроме того к системе теплоснабжения планируется присоединить еще на 42 Гкал/ч. Отсутствие же возможности техприсоединения создает препятствия для инфраструктурного развития Улан-Удэ в будущем. Кроме того, существуют риски надежности электро- и теплоснабжения г. Улан-Удэ. Улан-Удэ остался едва ли не единственным крупным российским городом, чья энергосистема не сбалансирована и работает с серьёзным дефицитом мощности и без резервных возможностей. Несколько лет назад авария на ТЭЦ-1 едва не привела к масштабной энергетической катастрофе Улан-Удэ. В настоящее время  большую часть столицы Бурятии теплом снабжает ТЭЦ-1, износ основного оборудования которой составляет более 70%. Другим ограничителем в развитии инфраструктуры является  климат и расстояние. По сравнению с западными регионами России,   с учетом нашего климата, республика потребляет больше тепловой и электрической энергии. Также следует отметить, что г. Улан-Удэ значительно отличается от сопоставимых по численности населения городов  своим большим частным сектором и  своей особенной градостроительной политикой. В Улан-Удэ население  живет не очень компактно, не так много застройки советского типа с большими кварталами из многоквартирных домов. Пространственный фактор делает теплоснабжение для населения особо дорогим. Это основной фактор отличия от других городов. Модернизация и достройка ТЭЦ-2, находясь в центре нагрузок, повысит надежность и тепло-, электроснабжения, одновременно снижая себестоимость в сравнении с раздельным производством на котельных и ГРЭС.

Проблема №2. Обеспечение энергетической безопасности 

 В г. Улан-Удэ вопрос энергетической безопасности является особо актуальным. Эксперты провели анализ сбалансированности городов с численностью населения от 100 тыс. человек в Сибири, в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Улан-Удэ оказался единственным городом, чья энергосистема не сбалансирована по электрической мощности ТЭЦ. Развал СССР не позволил завершить строительство Улан-Удэнской ТЭЦ-2, которая  функционирует в режиме котельной и обеспечивает 30% от общего централизованного теплоснабжения города. В настоящее время   электрическую мощность Улан-Удэ обеспечивает одна ТЭЦ-1. В зимний максимум она загружена полностью – вырабатывает и тепло, и электроэнергию. При внештатной ситуации существует риск обесточить или разморозить г. Улан-Удэ, т.к. резервные электро-генерирующие мощности расположены далеко от города. Строительство ТЭЦ-2 позволит  обеспечить резерв и перенести нагрузку 52  малых котельных и ТЭЦ-1 на ТЭЦ-2, и тем самым обеспечить энергетическую безопасность столице Бурятии, избежать колоссальных бюджетных затрат при аварийных ситуациях.

Проблема №3. Улучшение экологической обстановки в г. Улан-Удэ

Закрытие 52 неэффективных и дорогостоящих в обслуживании котельных, расположенных в центре города, с передачей производства тепловой энергии на ТЭЦ-2 позволит не только снизить издержки на их содержание, но и улучшить экологическую обстановку в городе и пригороде, снизить вредные выбросы в атмосферу в 45 раз !

Проблема №4. Снижение стоимости тарифа для потребителей

 СтоимостССтоимостьь тепловой энергии в Улан-Удэ, отпускаемой котельными, значительно превышает стоимость тепловой энергии, отпускаемой ТЭЦ, практически на 200%. Сравнительно высокая топливная эффективность производства электрической и тепловой энергии на теплоцентрали не приведет к росту тарифов за счет  закрытия 52 мелких неэффективных котельных. Это даст возможность  снизить тариф на тепло в среднем на 5–10% и пересмотреть   объемы ежегодного субсидирования населения, имеющих низкие реальные денежные доходы, в сторону их снижения. На себестоимость производства тепловой энергии в первую очередь  влияет цена топлива, которая является основной статьей в тарифе. Только при заключении прямых долгосрочных договоров на поставку угля на ТЭЦ-2 можно гарантировать стоимость тепловой энергии для потребителей. Не менее острым является  вопрос о потерях тепла, которые происходят практически на всем пути до потребителя, и даже внутри многоквартирных домов. Недовольство горожан, на фоне постоянного роста тарифов, качеством поступающего тепла растет из года в год. Соответственно, модернизация системы теплоснабжения Улан-Удэ в очередной раз заявляет о себе с новой силой. И в данном случае пугающий многих пресловутый рост тарифа может оказаться куда менее накладным, чем оплата из месяца в месяц существующих потерь тепловой энергии в жилом секторе Улан-Удэ.

Проблема №5. Без наличия эффективной, надежной и доступной энергетической инфраструктуры нет стимула для  развития экономики региона 

Развитие   энергетической инфраструктуры г. Улан-Удэ основано на пяти основных проектах: строительство Улан-Удэнской ТЭЦ-2, закрытие неэффективных котельных с переводом потребителей на централизованное теплоснабжение, реконструкция  ТЭЦ-1, реконструкция сетей теплоснабжения, их  автоматизация и диспетчеризация, изоляция тепловых сетей. Модернизация ТЭЦ-2 обеспечит более высокую надежность и эффективность энергоснабжения потребителей, снизит риск аварийных ситуаций в системе тепло-, водо-, и электроснабжения г. Улан-Удэ. Наличие же эффективной, надежной и доступной энергетической инфраструктуры является положительным фактором развития экономики региона.

Проблема №6. Привлечение инвестиций

и новые модели тарифообразования на Байкальской природной территории

 

В настоящее время основным инвестором является население Улан-Удэ, взяв на себя бремя содержания неэффективных котельных, подключенных к единой теплоцентрали, т.к. население – основной потребитель тепла, и поэтому оно социально более чувствительно к разным новациям тарифообразования. Действующая же модель тарифообразования «затраты+» и  структура источников теплоэнергии в будущем несет в себе риск снижения надежности теплоснабжения. Постоянно сдерживаемые тарифы на теплоэнергию ближайшее время не будут покрывать расходов даже на содержание ТЭЦ и теплосетей. Программа модернизации ТЭС в РФ до 2035 года основана на возврате инвестиций за счет повышенных платежей потребителей оптового энергорынка и  по критерию минимальной приведенной себестоимости электроэнергии. Этот  механизм финансирования модернизации содержит серьезные риски, связанные прежде всего с предпочтением ценового критерия отбора. Данная программа модернизации станет всего лишь заменой устаревшего оборудования на новое с аналогичными параметрами и не повысит энергоэффективность региона. Поэтому, на уровне государства необходимо специальное решение по завершению строительства Улан-Удэнской ТЭЦ-2, поскольку по формальным признакам проект никогда не попадет в программу господдержки. Для восстановления эффективного и сбалансированного централизованного теплоснабжения Улан-Удэ необходимы значительные инвестиции. Общий объем инвестиций превышает 30 млрд.руб, включая сети теплоснабжения.   В качестве источника решения проблемы мог бы стать банковский кредит, однако ПАО «ТГК-14» уже исчерпал все кредитные лимиты на модернизацию ТЭЦ-1. Поэтому городу и республике можно рассчитывать только на государственную поддержку, например, с использованием механизма НГО (нового генерирующего оборудования), разработанного специально для ликвидации в регионах ожидаемого энергодефицита. Однако, по мнению экспертов, вероятность появления непокрываемого дефицита мощности в ближайший трехлетний период в столице Бурятии с учетом прогнозного потребления тепла, крайне низка — экономика развиваться не собирается такими темпами, чтобы можно было рассчитывать на применение в Бурятии механизма НГО для получения государственной поддержки. Действующие механизмы тарифообразования в теплоэнергетике не позволяют гарантировать инвесторам возврат вложенных средств. Например, если генерирующая компания ПАО «ТГК-14» вложит деньги в замену устаревшего оборудования на более современное, то, как следствие, произойдет снижение потерь при производстве тепла. Соответственно, его себестоимость сократится. Следующий закономерный шаг при таком раскладе в существующем тарифообразовании – это реакция РСТ на  утверждения нового тарифа ниже предыдущего, так как сокращены издержки и соответственно снизилась себестоимость. При таких расчетах возврат инвестиций практически нереален. Новый способ тарифообразования в теплоэнергетике по принципу «альтернативной котельной», как считают эксперты, должен перевернуть ситуацию и привлечь в отрасль столь необходимые инвестиции. Возможен ли такой метод тарифообразрвания для Бурятии? Представители экспертного сообщества, бизнеса и общественности Бурятии 28 т.г. должны обсудить проблемы на тепловом рынке, и возможности проведения реформы и  перспективы введения закона об альтернативной котельной, а также необходимость его реализации в Улан-Удэ. Также попытаться предложить свои варианты в решении проблем на тепловом рынке региона, в частности:  Как государство может простимулировать потенциальных инвесторов ? Какие пути видят органы власти Бурятии, по которым может пойти теплоэнергетика: оставить всё как есть на ближайшие несколько лет, сохранив имеющиеся отношения в государственном регулировании тарифов? Есть ли  понимание  цены альтернативной котельной и какие последствия ожидаются в стоимости тарифа для потребителя? Как энергетики будут справляться  с  неплатежами за тепловую энергию, остро ощущаемые на фоне общего экономического кризиса и падения уровня жизни населения Бурятии?

Думнова Т.Г., член Общественной палаты Бурятии, руководитель проекта, поддержанного Фондом президентских грантов, Правозащитного Центра  «Живи Как Хозяин — все в твоих руках!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *