ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УО И СОБСТВЕННИКУ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МКД

  1. КТО И В КАКИХ ЦЕЛЯХ ПРОВОДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР (ГЖН) 

ГЖН проводят уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Как правило, в их роли выступают государственные жилищные инспекции (далее — госжилинспекции).

Цели ГЖН — предупреждать, выявлять и пресекать нарушения требований к жилищному фонду независимо от его форм собственности. Эти правила предусматривает ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.

ВОПРОС. ВПРАВЕ ЛИ ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЯ НАЗНАЧИТЬ ШТРАФ ПРИ ОБЖАЛОВАНИИ ПРЕДПИСАНИЯ? Да, вправе. Если решение суда об отмене предписания не вступило в силу, такое предписание может быть надлежащим доказательством для того, чтобы орган ГЖН возбудил дело об административном правонарушении и составил постановление о назначении административного наказания. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при ГЖН устанавливают административные регламенты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373. Это указано в п. 12 постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493. Если должностные лица обнаружили достаточные данные, которые указывают на административное правонарушение, то это повод для возбуждения дела безотносительно к основаниям и видам проводимой проверки (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Доказательства по делу — любые фактические данные, на основании которых устанавливают (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ):

  • наличие или отсутствие события административного правонарушения;
  • виновность лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нельзя использовать доказательства, если при проведении проверки в ходе госконтроля (надзора) их получили незаконно (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

  1. КАКИМИ СПОСОБАМИ ПРОВОДЯТ ГЖН

В ходе ГЖН госжилинспекции:

  • организуют и проводят проверки;
  • принимают меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (выдают предписание, составляют протокол об административном правонарушении и т. п.);
  • систематически наблюдают за исполнением обязательных требований;
  • проводят анализ и прогнозирование того, как эти требования исполняют организации, индивидуальные предприниматели и граждане.

Эти правила предусматривает ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.

  1. КАКИЕ ВИДЫ ПРОВЕРОК ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ЗАКОН В РАМКАХ ГЖН

Виды проверок устанавливает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294‑ФЗ). Проверки могут быть:

  • плановыми,
  • внеплановыми,
  • предварительными.

Плановые проверки проводят не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294‑ФЗ). Их основание — ежегодные планы, которые разрабатывают и утверждают органы ГЖН в соответствии со своими полномочиями.

Важно! При проведении проверки контролирующие органы не имеют законных оснований проверять деятельность организации по одному вопросу в один и тот же период. В противном случае результаты такой проверки не будут служить доказательствами нарушения юридическим лицом требований законодательства. Это вытекает из положений п. 5 ст. 3 Закона № 294‑ФЗ, а также подтверждается постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 № 17АП-11139/2009‑АК по делу № А60-40411/2009.

Проверку включают в ежегодный план, если прошло три года со дня, когда (ч. 8 ст. 9 Закона № 294‑ФЗ):

  • зарегистрировали юридическое лицо;
  • закончилась последняя плановая проверка юридического лица;
  • юридическое лицо начало вести предпринимательскую деятельность.

Внеплановую проверку проводят, если сложилась хотя бы одна из четырех ситуаций:

1) закончился срок, в течение которого нужно было исполнить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

2) в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля поступило заявление предоставить правовой статус, специальное разрешение (лицензию), чтобы выполнять отдельные виды деятельности, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусматривают правила предоставления такого статуса, лицензии или разрешения;

3) руководитель госжилинспекции издал приказ или распоряжение по поручению Президента РФ или Правительства РФ;

4) должностное лицо органа ГЖН направило в письменной форме руководителю или заместителю руководителя такого органа мотивированное представление по результатам:

  • анализа итогов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
  • рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы ГЖН обращений.

Эти основания устанавливает ч. 2 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ.

Также основанием для внеплановой проверки может быть поступление обращений и заявлений (от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) или информации (от органов госвласти или МСУ) о фактах (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ):

  • нарушения требований к порядку создания ТСЖ, ЖК, ЖСК, к уставу ТСЖ, ЖК, ЖСК и порядку внесения в него изменений;
  • нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе УО, чтобы заключить с ней договор управления МКД, о заключении с УО договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о заключении с указанными в ч. 1ст. 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения;
  • нарушения требований к порядку содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в МКД;
  • нарушения обязательств, предусмотренных условиями договора управления МКД;
  • нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
  • необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
  • нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма.

Такие обращения могут поступить в т. ч. с помощью ГИС ЖКХ, а внеплановая проверка на их основании проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении проверки. Плановые и внеплановые проверки проводят в форме документарной или выездной проверки. Срок проведения каждой из них не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона № 294‑ФЗ).

ВОПРОС. ВПРАВЕ ЛИ ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКИ НА ОСНОВАНИИ ЖАЛОБ НАНИМАТЕЛЕЙ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ? Да, вправе.

Законодательство не ограничивает круг лиц, которые обладают правом подать обращение для проведения проверки в рамках ГЖН. Это следует в т. ч. из ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ.

Предварительную проверку могут провести, если у органа ГЖН отсутствуют:

  • достоверная информация о лице, допустившем нарушение обязательных требований;
  • достаточные данные о нарушении обязательных требований либо о фактах, которые могут служить основаниями для внеплановой проверки.

В ходе проведения предварительной проверки органы ГЖН:

  • запрашивают дополнительные сведения и материалы (в т. ч. в устном порядке) у лиц, которые направили заявления и обращения, представили информацию;
  • рассматривают документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа ГЖН;
  • при необходимости проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности представить информацию и исполнить требования органа ГЖН.

Инспектор может лишь запросить пояснения по полученной информации. Представлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны. Выявленные в ходе предварительной проверки нарушения могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Это предусматривают ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ.

  1. КОГДА ГОСЖИЛИНСПЕКЦИИ ОБРАЩАЮТСЯ В СУД

Госжилинспекции вправе обратиться в суд с заявлениями (ч. 6 ст. 20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения, которое общее собрание собственников помещений в МКД либо общее собрание членов ТСЖ, ЖК, ЖСК приняло с нарушением требований ЖК РФ;
  • о ликвидации ТСЖ, ЖК, ЖСК, если они вовремя не исполнили предписание госжилинспекции об устранении несоответствия устава законодательству;
  • о признании недействительными договора управления МКД, договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД либо договора оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ, касающихся соответствующего договора;
  • в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению;
  • в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если нарушены обязательные требования;
  • о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным, если вовремя не исполнено предписание об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям ЖК РФ.

Кроме того, если обращение или заявление гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя содержало заведомо ложные сведения, то орган ГЖН вправе обратиться в суд с иском о взыскании расходов, связанных с рассмотрением такого обращения (ч. 3.5 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ).

  1. СИТУАЦИЯ: ПРОВЕРКА ПО АНОНИМКЕ

ВОПРОС. Должны ли госжилинспекции проводить внеплановую проверку на основании анонимного обращения? Нет, не должны. Госжилинспекция вправе оставить анонимное сообщение без внимания. Если обращение или заявление не позволяет установить обратившееся в госжилинспекцию лицо, то этот документ не может служить основанием для проведения внеплановой проверки. Однако должностное лицо органа ГЖН обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица, если:

— изложенная в обращении или заявлении информация может быть основанием для проведения внеплановой проверки;

— должностное лицо имеет обоснованные сомнения в авторстве обращения или заявления.

Это предусматривает ч. 3 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ.

В тексте использованы материалы http://e.mk-dom.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *