2. ТСЖ должно организовывать АДС, если эту функцию выполняет круглосуточная охрана?
Да, должно. Организовать аварийно-диспетчерское обслуживание — это обязанность управляющей МКД организации. Есть два способа обеспечить аварийно-диспетчерское обслуживание МКД:
— создать АДС своими силами;
— заключить договор с организацией, которая специализируется на таком обслуживании.
Если вы заключаете договор на диспетчерское обслуживание с охранной организацией, уточните, на каких видах деятельности специализируется данная организация помимо предоставления услуг охраны.
4. УО должна отразить в договоре управления, что аварийно-диспетчерское обслуживание осуществляет сторонняя организация?
Нет, не должна. Действующее законодательство не предусматривает обязательное включение в договор управления МКД пункта о том, каким образом УО будет обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание.
6. УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК обязаны организовывать АДС, если в договорах ресурсоснабжения предусмотрено аварийно-диспетчерское обслуживание силами РСО?
Да, обязаны. Наличие АДС у РСО не освобождает управляющую МКД организацию от обязанности обеспечить аварийно-диспетчерское обслуживание в доме. Дело в том, что аварийные службы УО и РСО не заменяют друг друга. При аварии или повреждении внутридомовых инженерных сетей АДС сообщает об этом в аварийную службу соответствующей РСО. Это предусмотрено пунктом 14 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416 (далее — Правила № 416).
8. В отчет об исполнении договора управления нужно включать услуги АДС и расходы на них?
Да, нужно. Расходы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию МКД входят в структуру платы за содержание жилого помещения в МКД. Это следует из пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса, подпункта «а» пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290.
Поэтому такие услуги включают в состав отчета об исполнении договора управления МКД.
10. Можно услуги АДС дробить? Например, одна подрядная организация оказывает услуги диспетчерской связи, а другая — выполняет аварийные ремонтные работы?
Нет, нельзя. УО вправе заключить договор на оказание услуг с организацией, которая осуществляет деятельность по административно-диспетчерскому обслуживанию. Обязанность закреплена в пункте 9 Правил № 416. По смыслу указанной нормы АДС может выступать одна организация. На нее Правилами № 416 возлагают обязанности по приему заявок и проведению ремонтных работ. Закон не предусматривает возможности разделить эти обязанности между несколькими организациями.
11. Управляющая МКД организация вправе выставить счет за вызов АДС потребителю, если авария произошла по его вине?
Нет, не вправе. Потребитель при обнаружении неисправности или аварии во внутриквартирном оборудовании, обязан:
— немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу;
— при наличии возможности — принять меры по устранению такой неисправности или аварии. Это определено подпунктом «а» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354). АДС обязана зарегистрировать и исполнить заявку. Например, вышел из строя перекрывающий кран и собственник не может самостоятельно перекрыть поступление воды. Своевременный вызов аварийной службы поможет избежать затопления квартиры.
Расходы на вызов АДС включают в размер платы за содержание жилого помещения в МКД. Ремонт внутриквартирного оборудования собственник будет оплачивать самостоятельно.
12. Обязанности АДС можно дополнить сверх тех, что закреплены в законе?
Да, можно. Уставом товарищества или кооператива, договором управления МКД могут быть предусмотрены иные обязанности диспетчеров. Например, контроль за содержанием придомовой территории, если она входит в состав общего имущества МКД. Такое право закреплено в пункте. 10 Правил № 416.
13. Аварийно-диспетчерская служба должна иметь лицензию на проведение работ?
Нет, не должна. Аварийно-диспетчерская деятельность не является лицензируемым видом деятельности. Это следует из статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основные полномочия, которые возложены на АДС, закреплены в Правилах № 416.
14. Есть регламент для записи телефонных обращений потребителей в АДС и ведения журнала?
Нет, отдельный регламент законом не установлен. Правила приема, регистрации
и выполнения заявок собственников и нанимателей помещений об авариях целесообразно прописать в положении об АДС.
Требования по приему заявок аварийно-диспетчерской службой и хранению информации установлены пунктом 17 Правил № 416. На сегодняшний день АДС обязана:
— принимать заявки при непосредственном обращении в АДС, в том числе посредством телефонной или иной связи;
— регистрировать заявки в журнале заявок или в автоматизированной системе учета таких заявок с использованием записи телефонного разговора;
— обеспечить хранение журнала заявок и ознакомление с ним по запросу.
Журнал учета заявок должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью.
15. УО должна предоставить собственнику смету с расшифровкой, что входит в услугу аварийно-диспетчерского обслуживания?
Ответ на вопрос зависит от условий договора управления МКД. Расходы на АДС входят в структуру платы за содержание жилого помещения в МКД. Это следует из пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса. Законодатель не обязывает УО расшифровывать составляющие услуги по аварийно-диспетчерскому обслуживанию. Исключения — такая расшифровка отражена в смете на содержание и ремонт общего имущества МКД. В этом случае УО должна предоставить смету собственнику помещения в МКД по его требованию. Это следует из пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491. Если размер платы за содержание жилья утверждали без составления сметы и не позже 26.09.2018, УО предоставляет собственнику смету только при наличии соответствующего условия в договоре управления МКД. С 26.09.2018 составлять смету нужно всегда до утверждения нового размера платы за содержание жилого помещения.